Обратная сторона порно.
Евгений Коган версия для печати
Единственный способ устранения дурных помыслов раскрытие тайны. Жан-Жак Руссо
В советские времена был популярен такой анекдот. Есть четыре вида секса. Первый французский, когда француз имеет француженку. Второй английский, когда два англичанина подглядывают в замочную скважину за французом с француженкой. Третий американский, когда американцы снимают фильм о двух англичанинах, подсматривающих за французом с француженкой. И, наконец, четвертый русский, когда русского имеют на партсобрании за то, что он смотрел американский фильм про двух англичан, которые подглядывают за французом с француженкой. Четвертый вид секса теперь неактуален, но второй и третий стали намного популярнее. Секс бизнес во всем мире переживает невероятный бум.
Фрески с изображениями совокупляющихся мужчин и женщин украшали фасады зданий древнеримских городов (сегодня их можно увидеть на раскопанных развалинах Помпеи). Эротическое искусство существовало всегда. И всегда пользовалось большой популярностью. Но то, что принято называть порнографией, появилось недавно. Это тесно связано с эпохой викторианского целомудрия, а точнее, ханжества.
Само слово порнография греческого происхождения. Буквальный перевод написанное о проститутках. Первая книга, написанная от лица проститутки, вышла в Великобритании в 1750 году и называлась Фанни Хилл. Мемуары женщины легкого поведения. Это произведение породило в Лондоне небывалую волну проституции. Цены на их услуги упали в десять раз: предложение сильно превысило спрос.
В XIX веке порнография стала преследоваться законом. Однако дело осложнялось тем, что точного определения термина порнография не существовало, как, кстати, не существует и поныне. Викторианцы, например, руководствовались формулировкой некоего судьи Кокбурна, данной в 1878 году: порнография это то, что способно растлить тех, чьи души открыты для растления. Судья к тому же уточнил, что ни научная, ни художественная ценность произведения не являются смягчающими обстоятельствами. Это, в частности, привело к запрещению работ известнейшего сексолога Хэйвлока Эллиса и романа Лоуренса Любовник леди Чаттерлей.
Хромающее законодательство порождало много курьезов. Например, в 1859 году в Канзасе после долгих поисков был задержан человек, занимавшийся рассылкой по почте писем непристойного содержания. Однако после ареста выяснилось, что в письмах содержались всего лишь цитаты их Библии.
Феминистки против.
В 1959 году британский парламент принял новый закон, исключающий из порнографии все, что имеет художественную или научную ценность. Именно тогда состоялся исторический процесс над Любовником леди Чаттерлей, и запрет на книгу был отменен. А чуть раньше, в 1953 году, появился первый номер журнала Playboy. Его издатель Хью Хефнер сильно сомневался в том, что за первым выпуском последует второй, и даже решил не ставить номер на обложку своего журнала. Но дело пошло. Начиналась сексуальная революция.
К 70-м годам секс-индустрия работала в Европе и Америке на полную мощность. И тут за дело взялись феминистки.
В далеком 1872 году врач Уильям Актон сделал сенсационное заявление о том, что среднестатистическая женщина не может испытывать никакого удовольствия от полового акта. То есть секс для представительниц прекрасного пола это лишь неприятная обязанность, с которой приходится мириться ради сохранения семейного очага. Порнография, основными потребителями которой являются мужчины, усиливает сексуальную активность сильного пола и тем самым ущемляет права женщин.
Воинственно настроенные феминистки, похоже, действительно перестали получать удовольствие от секса. С такими любовниками, как мужчины, палачи просто не нужны, заявила известная защитница женских прав Сьюзен Калачи.
При Рональде Рейгане была образована комиссия Миза, призванная расследовать социальный ущерб, наносимый порнографией. Однако праведный гнев комиссии был направлен не на растление душ, а исключительно на ущемление женских прав. Порнография, по мнению комиссии, воплощает в себе мужское насилие над женщиной. дело закончилось тем, что порнография была все-таки легализована, но ее распространение правительство взяло под контроль. И в Америке, и в Европе продукция сексуального характера отныне могла продаваться лишь в специально отведенных для этого местах секс-шопах.
А что феминистки? Увы, ничто не вечно под луною. Совсем недавно девятнадцать лондонских амазонок создали движение под названием
Феменистки в борьбе за порнографию. Лидер движения, тридцатилетняя Лиза Пэлэк, даже продюсирует серию компакт-дисков Cyborgasm, посвященных оральному сексу.
Даст ист фантастиш!
Самый распространенный вид порнографии видеофильмы. По статистике, более 50% обладателей видеомагнитофонов иногда просматривают кассеты сексуального содержания. Более четверти делают это постоянно. И чаще всего им попадается товар немецкого производства.
В Германии ежегодно выпускается около семи миллионов кассет с порнофильмами. Семьдесят пять процентов мужского населения постоянные клиенты соответствующих видеосалонов. Конвейер не останавливается ни на секунду.
Немецкие порнозвезды получают за съемочный день по 800-1000 марок. Раз в месяц обязательная проверка на СПИД.
Вообще-то, жизнь у них нелегкая. Вот, например, популярнейший в своем жанре актер Стивен Винсент (Штефен Кремер). Он не курит и не пьет, рано ложится спать, соблюдает строгую диету. Его стол завален коробками с всевозможными витаминами. Эрекция это мой капитал, говорит актер. Он прав: в его деле ценится не только и не столько размер пениса, сколько продолжительность полового акта. Да и симуляцию оргазма режиссеры не признают.
Грубый натурализм немецкой порнографии давно уже притча во языцех. Тут об эстетичности зрелища ничуть не заботятся. Например, в фильме Акт Х три очень нехудые женщины развлекаются тем, что ставят друг другу клизмы из шампанского. А главная героиня популярного порносериала Бабушкины проказы действительно семидесятидвухлетняя старушка.
Видеокомпания Maximum Perversum первой стала приглашать на главные роли непрофессиональных актеров, попросту говоря, всех желающих. Далекие от совершенства тела олицетворяли реальность, жизненность экранного секса. Вскоре фирма переквалифицировалась на извращения (по латыни perversum), чем заслужила особую любовь большой части мужской аудитории.
Кино для влюбленных.
Американская видеопорнография сильно отличается от немецкой. Красивые девушки, лирическая музыка, никакой агрессивности и извращений. Здесь важен не сам половой акт, а то, что его сопровождает.
Американские порноактрисы не просто занимались сексом перед камерами они исполняли роли. Секс-звезда Трейси Лордс по совету классика американского кино Роджера Кормана вообще ушла в большое кино и снялась в известной картине Плакса.
Один из самых популярных американских порнофильмов лента режиссера Эндрю Блейка Ночные путешествия. Это по настоящему художественный фильм с главными и второстепенными персонажами, правда, почти без сюжета. Режиссер строит действие на снах и подсознательных желаниях своих героев вполне естественный ход для представителя страны победившего психоанализа. Блейк потом развил успех, сняв еще несколько фильмов в том же духе.
Но тут появился режиссер, которого теперь принято называть отцом новой волны порнокино. Это Майкл Нинн. Фильмы свои он называет весьма незатейливо: Секс 1, Секс 2 или Латекс. Однако это не должно вводить в заблуждение. Картины Нинна сняты в холодной сюрреалистической манере, сочетающей компьютерную графику, черно-белые и цветные кадры. Эти фильмы, оставаясь формально порнографическими, перестали выполнять роль возбудителя и превратились, по сути, в художественное кино.
Секс-бизнес в США очень прибыльное занятие. Порноактеры получают, в среднем, по триста долларов в день. Актрисам платят больше: от пятисот до двух с половиной тысяч. И несмотря на то, что 64 процента американцев считают секс-продукцию ответственной за общее падение морального уровня нации, по статистике, любители кока-колы и здорового образа жизни ежегодно тратят около одиннадцати миллиардов долларов на эту самую продукцию. В видеосалонах ежедневно выдается напрокат около пятисот пятидесяти тысяч порнокассет.
Кстати, впервые именно в Америке секс-продукцию стали помечать литерой X. А в 1990 году появилось новое обозначение NC-17, дети до семнадцати.
Горячее золото.
Французские порнофильмы славятся своей красотой, продуманностью и чуть ли не психологизмом. Актрисы получают около семисот долларов в день, причем в фильме одна исполнительница появляется не больше чем в двух сценах. Звездам, конечно, платят больше.
Самая известная французская порнофирма Vanessa. Она была создана в 1981 году и уже через три года вышла в лидеры французского секс-бизнеса. На студии в Авиньоне, где снимаются фильмы, говорят: Мы делаем среднее кино для среднего человека. Никакой экзотики, ничего чрезвычайного. Любой француз может оказаться в подобной ситуации. Поэтому наши фильмы ему близки и приятны.
В 70-е годы секс-бизнес переживал тяжелые времена: душили налоги. Но с появлением видео расходы на съемки резко сократились, и начался настоящий порнографический бум. Сейчас во Франции около двух тысяч порновидеоклубов. Свыше пятидесяти фирм торгуют секс-продукцией по почте.
Процесс перехода видеокассеты от студии-изготовителя к потребителю достаточно сложен. Каждую новинку сначала приобретает видеоклуб за сто долларов. В свободную продажу кассета поступает только через год и стоит уже гораздо дешевле (раз в два два с половиной). Несмотря на многочисленные запреты и ограничения, ведущие фирмы ВМД, Анаис и Кольмакс зарабатывают огромные деньги.
Дело дошло до того, что во время Международного Каннского кинофестиваля проходит еще и альтернативный мини-фестиваль, на котором присуждают премии Hot DOr (Горячее золото) по тем же номинациям, что и на официальном фестивале, только в жанре порно. Церемония проходит с большим шиком. На заключительную вечеринку последнего Hot DOr было потрачено около двух миллионов франков (400 000 долларов). Правда, и пригласительный билет стоил тысячи франков, даже для номинантов.
Земля обетованная.
Скандинавские страны первыми легализовали порнографию. Поэтому ажиотажа вокруг секс-товара тут никакого не наблюдается.
Шведская фирма Maxs, сама почти ничего не снимая, буквально заполонила скандинавский порнорынок своими видеокассетами. Сотрудники фирмы отсматривают огромное количество видеофильмов и делают нарезку сборники лучших, на их взгляд, эпизодов или клипов. Сборники называются Maxs giant и выходят под номерами. Шведские порноактрисы отличаются от своих заокеанских коллег утонченностью, мягкостью движений и ласковыми взглядами, однако и они при случае способны на многое только дай повод.
В странах бывшего соцлагеря упор делается на газеты и журналы: с западными видеопрофессионалами пока конкурировать очень трудно. Похожая ситуация и в консервативном Израиле. На святой для христиан, мусульман и иудеев земле порножурналы продаются на каждом углу. Причем как на идише, так и на русском.
Любить по-русски.
Распространение эротики в России началось с победного шествия по видеопрокатам знаменитой Эммануэли классики софт-порно. В начале девяностых газетные лотки уже ломились от самых разнообразных эротических изданий. Жуткого качества, но довольно откровенные ню соседствовали с советами квалифицированных психологов и сексопатологов, рассказами о звездах западного кино и просто порнорассказами отечественных и зарубежных авторов.
Затем в видеопрокатах и на лотках появились картины известного итальянского эротамана Тинто Брасса. И наконец, настоящие западные порнофильмы.
Что предпочитает российский потребитель? Американские фильмы особой популярностью не пользуются, сообщил мне один крупный деятель нашего секс-бизнеса, давно занимающийся распространением секс-продукции в Москве и Петербурге. Американки больше думают о том, как они выглядят, нежели о сексе. кино из США составляет лишь около десяти процентов продаж. Немецкое порно слишком грязное, пошлое и неинтересное. довольно неплохи итальянские картины, но их немного. Самые популярные, несомненно, фильмы из Франции. В них снимаются звезды, все сделано красиво, со вкусом. На вопрос о российском порно мой собеседник поморщился: Этого мы не держим. Российское порнокино слишком малобюджетно и непрофессионально. Почти вся российская порнопродукция продается в Тайвань.
Однако в последние годы тут наметились некоторые сдвиги. в России появились целые студии, специализирующиеся на порнопродукции. Напрмер, студия Derby cinema, выпустившая такие, уже ставшие популярными, фильмы, как Москва-Афины. Оргазм до востребования (говорят, что некоторые сцены этой ленты снимались в одной из воинских частей с участием настоящих призывников), Оргазм под бой курантов (со съемками прямо на Красной площади) и Секс-вампир в России. Сколько ни изучали феномен порнографии, никто так и не смог доказать, что она способствует росту насилия в обществе. Скорее наоборот. Вспомним те же скандинавские страны. Швеция и Дания первыми в мире легализовали порноиндустрию. Нет, цензура там тоже существует. Но она занимается не тем, что вырезает из фильмов кадры с эрегированными пенисами и разверстыми влагалищами. Запрету подлежит лишь любые формы пропаганды насилия и расизма. Результат налицо.
журнал XXL, № 11, ноябрь, 1998 |