Порнография яд или лекарство?
Вадим Эрлихман версия для печати
Слово порнография по-древнегречески означает изображение шлюх. Такие изображения делались в целях рекламы на стенах публичных домов и бань, а также на знаменитых греческих вазах, многие из которых дошли до нашего времени. В принципе к порнографии можно было отнести а многие и относили значительную часть греко-римской культуры, персонажи которой не обременяли себя одеждой и моральными запретами. Сами греки прекрасно сознавали границу между эротикой и порнографией, но не удосужились зафиксировать ее для будущих поколений. До сих пор эта граница остается совершенно разной у различных народов. По определению авторитетного российского сексолога Игоря Кона, эротическое искусство прежде всего средство свободного самовыражения художника. Порнография же это коммерция, производство, нацеленное на получение прибыли. С этим связаны ее массовость, стандартность и прочие особенности. Это не вид искусства, а часть индустрии развлечений. Впрочем, далее уважаемый сексолог фиксирует и другие отличия: эротика кажется приемлемой, в то время как порнография вульгарна, стандартна, дегуманизирует человека и личностные отношения. Похоже, все дело в том, кому и что кажется. В условиях, когда и эротика, и порнография давно сделались объектом купли-продажи, отличить одно от другого чрезвычайно трудно. На Западе после многих судов и скандалов вообще отказались от таких различий. Там говорят о мягком или жестком порно. И легализуют то и другое правда, загоняя в резервации особых кварталов, телеканалов и органов прессы.
Сексопатологи, как и художественные критики, тоже предпочитают не говорить о порнографии как таковой. Они обобщенно именуют ее эротическим искусством, за которым признают важную и чаще всего положительную роль. По мнению классика американской психологии Дона Бирна, эротические образы в современном обществе выполняют сразу четыре функции:
Являются средством сексуального просвещения;
Играют роль возбуждающего средства;
Расширяют рамки и возможности сексуальных переживаний;
Позволяют людям испытать эмоции, по разным причинам невозможные в реальной жизни.
Правда, доктор Бирн забыл о пятой, весьма важной функции извлечении прибыли. Сегодня в США только легальная порнография приносит ежегодно от 4 до 6 миллиардов долларов дохода. По данным статистики, 40% американских мужчин почитывают порножурналы, а 27% делают это регулярно.
Все это доказывает, что эротическая продукция в самом деле играет немаловажную роль в обществе. Ревнители чистоты нравов до сих пор считают порнографию преступлением, а ее потребителей психически больными людьми, потенциальными маньяками. Однако в реальности в странах, где порнография была узаконена, количество сексуальных преступлений не меняется или даже становится меньше. Так, в Дании за два года после этого число сексуальных насилий над детьми за два года уменьшилось на 85%. За это же время втрое сократился спрос на порнографию поистине, запретный плод сладок
В Западной Германии за десять лет после легализации порнографии в 1970 г. сексуальных преступлений стало меньше на 11%, в то время как общая преступность в стране возросла. Конечно, есть и такие, кого именно порнография толкает на совершение преступлений. Но это психически больные люди, которых ничуть не меньше среди яростных борцов с развратом. Гораздо чаще порно учит сексуальных партнеров вести себя более раскрепощено и в конечном счете доставлять друг другу больше удовольствия.
Но есть у порнографии и стороны, с которыми нормальному человеку трудно примириться. Пожалуй, главное ее вопиющая пошлость. Герои порно лишены всяких индивидуальных качеств. Из всех человеческих функций за ними оставлена только одна секс, причем без всяких побочных мыслей и чувств. Идейные порнографы наподобие Ларри Флинта или Тинто Брасса проводят эту линию сознательно, обосновывая ее ссылками на таких модных авторов, как Фрейд. Американский психолог Джозеф Мейер сказал об этом так: Плохо не то, что порнография отметает все общественные запреты и табу, а то, что она нарушает и последнее табу право человека быть человечным. Короче и проще на эту тему высказался американский же писатель Антонио Эспада: Главные герои эротики мужчина и женщина, а порнографии пенис и вагина.
Не вызывает восторга и то, что с порнографией все больше сливается насилие. Чтобы пощекотать нервы пресытившейся публики, порнодельцы налегают на секс с детьми, стариками, животными, на садистские и мазохистские сцены. Это довольно опасно в условиях, когда почти половина молодежи формирует свое сексуальное поведение под влиянием порнофильмов. Во многих странах появились сторонники контроля над порнографией и даже ее запрета, но у них мало надежд получить поддержку общества.
Сегодня порнография в печати и на экране безусловно запрещена во всех мусульманских странах, в Индии и Китае, в большинстве католических стран Латинской Америки. В странах Запада, кроме Ирландии и Мальты, порно разрешено с определенными оговорками. Например, в Англии закон 1959 г. разрешает все, что не направлено непосредственно на развращение читателей или зрителей. Такое же законодательство принято в США. В Японии закон 1970 г. разрешил порнографию даже детскую, в производстве которой Страна восходящего солнца является сегодня мировым лидером. В России статья 242 нового Уголовного кодекса наказывает не за изготовление порнографии, а лишь за ее незаконный оборот, а также вовлечение детей в ее производство и потребление. В 1997 г. комиссия Госдумы во главе с режиссером Станиславом Говорухиным подготовила закон О государственном регулировании оборота продукции сексуального характера. Закон требовал проводить все сексуально-эротические мероприятия в специально отведенных местах и облагать их дополнительным налогом. Несмотря на одобрение Думой, закон так и не был принят из-за противоречий в обществе. Одни сочли его слишком мягким, другие чересчур жестким, что само по себе говорит о сложности ситуации с порнографией в современной России.
журнал Парадокс, № 5, декабрь, 2000 |