Как заводные.
Кирилл Кобрин версия для печати
Какой образ порнографии идеально соответствовал бы ее сущности? Вообразим: просторный фабричный цех, станки, автоматические линии, все неустанно и механически работает, маховики ходят туда-сюда, летят искры, льется охлаждающая жидкость, закипает смазка. Урчат моторы, пронзительно взвизгивают токарные и фрезерные станки, постанывают вентиляторы. И вот между станков на полу, политом разноцветным маслом, усеянном металлической стружкой, на небритых деревянных ящиках, на сочленениях конвейера устраиваются пары. тройки, пятерки, прилаживаются, распределяют функции
Кажется, я где-то видел подобное; да-да, точно видел в советском фильме Крейцерова соната. Видел я и нечто противоположное, тоже в кино. Забриски Пойнт.
Итак, порнография есть механизм, машина. Как выразился бы Гваттари, техническая машина, которая заменила, вытеснила машину желания. Универсальная буржуазная машина. В XVIII веке машинное производство заменяет ручное, мануфактурное; конвейерное порно де Сада заменяет рукодельную барочную непристойность. Порнография насквозь буржуазна, как насквозь буржуазна и фабрика.
Впрочем, буржуазность можно понимать не только в марксистском, но и во флоберовском духе. В этом смысле нет ничего буржуазнее порнофильмов, особенно их декораций. Где они спариваются, страиваются и спятеряются, все эти брутальные мужики с непременными татуировками на плече, эти грудастые тетки и девки, препоясанные золотыми цепочками? В дешево-роскошных квартирах с задушевными репродукциями из романтиков почему-то почти всегда на бордовых (или зеленых) обоях; наигрывает неизменный Моцарт. В средней руки офисах белые стены, черные столы, искусственные цветы и опять-таки репродукции, только уже из абстрактного нечто (комфортный джаз в роде советских заставок перед хоккейной трансляцией). В бассейнах или на стриженных газонах в декорациях, знакомых по Санта-Барбаре или Далласу (утомительный диско). На условных сеновалах, в столь же условных конюшнях, в чистейших коровниках (кантри). А ведь есть еще спортивные и тренажерные залы со столь удобными матами, шведскими стенками
Все вполне узнаваемо и выглядит обывательски, в духе представлений и фантазий служащего отдела рекламы. Довольно популярен, заметим еще, исторический колорит: мрачные замки, освещаемые неверным светом факелов, салоны века Просвещения пудренные парики и обтянутые кюлотами задницы, бель эпок, особенно ценимый порнографами за уморительный контраст между навьюченной викторианскими тряпками кокотки и ею же лишенной оных (а ведь есть еще цилиндры, смокинги, бороды, сигары, трости, монокли опереточный реквизит почеркушек Тулуз-Лотрека!). Впрочем, с историей у порнографии отношения особые.
Основа истории (в том ее виде, в котором она нам досталась от XVIII века) линейная хронология; ее суть наращивание прогресса (или регресса, не важно). Порнограф же исходит из неизменности главного своего объекта совокупления (или паллиативов совокупления); меняются декорации, одежды (впрочем, быстро скидываемые), позы, расы, число участников, но не Оно. Совокупление неизменный стержень, универсальная структура бытия; в этом смысле порнограф двоюродный брат структуралиста Проппа или Лотмана. Порнографа интересует только Универсальное, он дитя XVIII века, недаром именно в этом столетии появился первый идейный порнограф маркиз де Сад.
Где божественный маркиз, там, естественно, и революция. Точнее, с большой буквы: Революция, Великая французская. Отцовство по отношению к ней де Сад вполне может оспаривать у тихого женевского маструбатора Руссо. Именно Великая Французская Революция была не только первой, но и единственной; последующие, включая ВОСР, лишь копировали и воспроизводили ее истеричную поступь. Символом ее (да и почти всех последующих, кроме русских) стала женщина страшная вязальщица у подножья гильотины, девка во фригийском колпаке с агитплакатов той эпохи (не столько Франция, сколько Революция), наконец , Свобода (она же в том бурном 1830 году и Революция), выступающая на баррикадах топлесс. Объект вожделения, в процессе овладения превращающийся в машину реализации желаний: в (там где Эрос, там и Танатос) гильотину. Михаил Ямпольский в замечательном эссе Жест палача, оратора, актера отмечает: Внедрение гильотины самая большая новация в ритуале экзекуций, принятом Великой французской революцией. Обезглавливание, привилегия высокопоставленных (простолюдинам раньше доставалась веревка на виселице), распространилось без разбора на всех казнимых. Гильотина становится орудием эгалитаризма в сфере смерти. Огромный поток экзекуций превращает гильотину в средство серийного производства, предвосхищающее новые индустриальные технологии. По злой иронии, во время революции де Сада заставили лицезреть успехи главного своего конкурента доктора Гильотена. Тюрьма, где в очередной раз содержали маркиза, находилась прямиком над кладбищем для гильотинированных; можно себе вообразить терзания неудовлетворенного тщеславия де Сада: он изобрел идею конвейера, а реализовал ее другой (и обессмертил свое имя)! В тюрьме ему нравилось (земной рай, так он ее называл), но вид гильотины маркиз не жаловал: Вид гильотины причинил мне в сотню раз больше страданий, чем все воображаемые Бастилии. Видимо, чтобы хоть как-то ответить на вызов Гильотена (и собственно Революции), де Сад сочиняет в тюрьме самый садистический вариант своей знаменитой Жюстины, того самого романа, где бедную героиню подвергают по-настоящему фабричным истязаниям
Порнография и Гильотина технические машины, порожденные восемнадцатым веком, промышленным переворотом, началом перехода к индустриальному обществу. И то и другое апофеоз буржуазии; в этом смысле казнь штучного монарха (Людовика XVI) на конвейерной гильотине есть не только (для правоверного фрейдиста) кастрация Старого Режима (если угодно, Отца), но и свершенный при стечении публики (за неимением камер с их zoom) Первый Великий Акт Порнографии, ибо включал он в себя раздевание, принятие соответствующей позы, сам акт. Роль фривольного наезда камеры на извергающий сперму член сыграл знаменитый жест палача, демонстрирующий толпе истекающую кровью голову короля. Разница между топорной казнью Карла I и гильотинной Людовика XVI и есть разница между непристойными рисунками эпохи барокко и порнофильмом. Буржуазная революция с ее Либерте, Эгалите, Фратерните открыла век порнографии. Сексуальная свобода заложена в Либерте, инструментальное равенство героев порно в Эгалите. Фратерните подарило порнографии отсутствие соперничества, тесное сочленение, пригнанность, братскую взаимопомощь.
А теперь мораль (весьма подходящее слово, когда говоришь о порнографии). Каким-то странным образом порнография альтернатива гильотине. Достижение высоких буржуазных истин Свободы, Равенства и Братства может происходить либо через массовый конвейерный террор (гильотина), либо посредством конвейерной порнографии.
Чем успешнее развивалась медийная технология, тем больше в западном мире порнографии, тем меньше гильотины.
Рэнди Уэст оказался сильнее Робеспьера с Кутоном.
журнал Парадокс, № 5, декабрь, 2000 |