Обратная сторона порно.

Евгений Коган

«Единственный способ устранения
дурных помыслов — раскрытие тайны».

Жан-Жак Руссо

В советские времена был популярен такой анекдот. Есть четыре вида секса. Первый — французский, когда француз «имеет» француженку. Второй — английский, когда два англичанина подглядывают в замочную скважину за французом с француженкой. Третий — американский, когда американцы снимают фильм о двух англичанинах, подсматривающих за французом с француженкой. И, наконец, четвертый — русский, когда русского «имеют» на партсобрании за то, что он смотрел американский фильм про двух англичан, которые подглядывают за французом с француженкой. Четвертый вид секса теперь неактуален, но второй и третий стали намного популярнее. Секс бизнес во всем мире переживает невероятный бум.

Фрески с изображениями совокупляющихся мужчин и женщин украшали фасады зданий древнеримских городов (сегодня их можно увидеть на раскопанных развалинах Помпеи). Эротическое искусство существовало всегда. И всегда пользовалось большой популярностью. Но то, что принято называть порнографией, появилось недавно. Это тесно связано с эпохой викторианского целомудрия, а точнее, ханжества.

Само слово «порнография» — греческого происхождения. Буквальный перевод — «написанное о проститутках». Первая книга, написанная от лица проститутки, вышла в Великобритании в 1750 году и называлась «Фанни Хилл. Мемуары женщины легкого поведения». Это произведение породило в Лондоне небывалую волну проституции. Цены на их услуги упали в десять раз: предложение сильно превысило спрос.

В XIX веке порнография стала преследоваться законом. Однако дело осложнялось тем, что точного определения термина «порнография» не существовало, как, кстати, не существует и поныне. Викторианцы, например, руководствовались формулировкой некоего судьи Кокбурна, данной в 1878 году: порнография — это то, что «способно растлить тех, чьи души открыты для растления». Судья к тому же уточнил, что ни научная, ни художественная ценность произведения не являются смягчающими обстоятельствами. Это, в частности, привело к запрещению работ известнейшего сексолога Хэйвлока Эллиса и романа Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей».

Хромающее законодательство порождало много курьезов. Например, в 1859 году в Канзасе после долгих поисков был задержан человек, занимавшийся рассылкой по почте писем непристойного содержания. Однако после ареста выяснилось, что в письмах содержались всего лишь цитаты их Библии.

Феминистки против.

В 1959 году британский парламент принял новый закон, исключающий из порнографии все, что имеет художественную или научную ценность. Именно тогда состоялся исторический процесс над «Любовником леди Чаттерлей», и запрет на книгу был отменен. А чуть раньше, в 1953 году, появился первый номер журнала Playboy. Его издатель Хью Хефнер сильно сомневался в том, что за первым выпуском последует второй, и даже решил не ставить номер на обложку своего журнала. Но дело пошло. Начиналась сексуальная революция.

К 70-м годам секс-индустрия работала в Европе и Америке на полную мощность. И тут за дело взялись феминистки.

В далеком 1872 году врач Уильям Актон сделал сенсационное заявление о том, что среднестатистическая женщина не может испытывать никакого удовольствия от полового акта. То есть секс для представительниц прекрасного пола — это лишь неприятная обязанность, с которой приходится мириться ради сохранения семейного очага. Порнография, основными потребителями которой являются мужчины, усиливает сексуальную активность сильного пола и тем самым ущемляет права женщин.

Воинственно настроенные феминистки, похоже, действительно перестали получать удовольствие от секса. «С такими любовниками, как мужчины, палачи просто не нужны», — заявила известная защитница женских прав Сьюзен Калачи.

При Рональде Рейгане была образована комиссия Миза, призванная расследовать социальный ущерб, наносимый порнографией. Однако праведный гнев комиссии был направлен не на «растление душ», а исключительно на ущемление женских прав. Порнография, по мнению комиссии, воплощает в себе мужское насилие над женщиной. дело закончилось тем, что порнография была все-таки легализована, но ее распространение правительство взяло под контроль. И в Америке, и в Европе продукция сексуального характера отныне могла продаваться лишь в специально отведенных для этого местах — секс-шопах.

А что феминистки? Увы, ничто не вечно под луною. Совсем недавно девятнадцать лондонских амазонок создали движение под названием… «Феменистки в борьбе за порнографию». Лидер движения, тридцатилетняя Лиза Пэлэк, даже продюсирует серию компакт-дисков Cyborgasm, посвященных оральному сексу.

Даст ист фантастиш!

Самый распространенный вид порнографии — видеофильмы. По статистике, более 50% обладателей видеомагнитофонов иногда просматривают кассеты сексуального содержания. Более четверти делают это постоянно. И чаще всего им попадается товар немецкого производства.

В Германии ежегодно выпускается около семи миллионов кассет с порнофильмами. Семьдесят пять процентов мужского населения — постоянные клиенты соответствующих видеосалонов. Конвейер не останавливается ни на секунду.

Немецкие порнозвезды получают за съемочный день по 800-1000 марок. Раз в месяц — обязательная проверка на СПИД.

Вообще-то, жизнь у них нелегкая. Вот, например, популярнейший в своем жанре актер Стивен Винсент (Штефен Кремер). Он не курит и не пьет, рано ложится спать, соблюдает строгую диету. Его стол завален коробками с всевозможными витаминами. «Эрекция — это мой капитал», — говорит актер. Он прав: в его деле ценится не только и не столько размер пениса, сколько продолжительность полового акта. Да и симуляцию оргазма режиссеры не признают.

Грубый натурализм немецкой порнографии — давно уже притча во языцех. Тут об эстетичности зрелища ничуть не заботятся. Например, в фильме «Акт Х» три очень нехудые женщины развлекаются тем, что ставят друг другу клизмы из шампанского. А главная героиня популярного порносериала «Бабушкины проказы» — действительно семидесятидвухлетняя старушка.

Видеокомпания Maximum Perversum первой стала приглашать на главные роли непрофессиональных актеров, попросту говоря, — всех желающих. Далекие от совершенства тела олицетворяли «реальность», «жизненность» экранного секса. Вскоре фирма переквалифицировалась на извращения (по латыни — perversum), чем заслужила особую любовь большой части мужской аудитории.

Кино для влюбленных.

Американская видеопорнография сильно отличается от немецкой. Красивые девушки, лирическая музыка, никакой агрессивности и извращений. Здесь важен не сам половой акт, а то, что его сопровождает.

Американские порноактрисы не просто занимались сексом перед камерами — они исполняли роли. Секс-звезда Трейси Лордс по совету классика американского кино Роджера Кормана вообще ушла в большое кино и снялась в известной картине «Плакса».

Один из самых популярных американских порнофильмов — лента режиссера Эндрю Блейка «Ночные путешествия». Это по настоящему художественный фильм с главными и второстепенными персонажами, правда, почти без сюжета. Режиссер строит действие на снах и подсознательных желаниях своих героев — вполне естественный ход для представителя страны победившего психоанализа. Блейк потом развил успех, сняв еще несколько фильмов в том же духе.

Но тут появился режиссер, которого теперь принято называть отцом «новой волны» порнокино. Это Майкл Нинн. Фильмы свои он называет весьма незатейливо: «Секс 1», «Секс 2» или «Латекс». Однако это не должно вводить в заблуждение. Картины Нинна сняты в холодной сюрреалистической манере, сочетающей компьютерную графику, черно-белые и цветные кадры. Эти фильмы, оставаясь формально порнографическими, перестали выполнять роль возбудителя и превратились, по сути, в художественное кино.

Секс-бизнес в США — очень прибыльное занятие. Порноактеры получают, в среднем, по триста долларов в день. Актрисам платят больше: от пятисот до двух с половиной тысяч. И несмотря на то, что 64 процента американцев считают секс-продукцию ответственной за общее падение морального уровня нации, по статистике, любители кока-колы и здорового образа жизни ежегодно тратят около одиннадцати миллиардов долларов на эту самую продукцию. В видеосалонах ежедневно выдается напрокат около пятисот пятидесяти тысяч порнокассет.

Кстати, впервые именно в Америке секс-продукцию стали помечать литерой X. А в 1990 году появилось новое обозначение — NC-17, «дети до семнадцати».

Горячее золото.

Французские порнофильмы славятся своей красотой, продуманностью и чуть ли не психологизмом. Актрисы получают около семисот долларов в день, причем в фильме одна исполнительница появляется не больше чем в двух сценах. Звездам, конечно, платят больше.

Самая известная французская порнофирма — Vanessa. Она была создана в 1981 году и уже через три года вышла в лидеры французского секс-бизнеса. На студии в Авиньоне, где снимаются фильмы, говорят: «Мы делаем среднее кино для среднего человека. Никакой экзотики, ничего чрезвычайного. Любой француз может оказаться в подобной ситуации. Поэтому наши фильмы ему близки и приятны».

В 70-е годы секс-бизнес переживал тяжелые времена: душили налоги. Но с появлением видео расходы на съемки резко сократились, и начался настоящий порнографический бум. Сейчас во Франции около двух тысяч порновидеоклубов. Свыше пятидесяти фирм торгуют секс-продукцией по почте.

Процесс перехода видеокассеты от студии-изготовителя к потребителю достаточно сложен. Каждую новинку сначала приобретает видеоклуб — за сто долларов. В свободную продажу кассета поступает только через год и стоит уже гораздо дешевле (раз в два — два с половиной). Несмотря на многочисленные запреты и ограничения, ведущие фирмы — ВМД, «Анаис» и «Кольмакс» — зарабатывают огромные деньги.

Дело дошло до того, что во время Международного Каннского кинофестиваля проходит еще и альтернативный мини-фестиваль, на котором присуждают премии Hot D’Or («Горячее золото») по тем же номинациям, что и на официальном фестивале, только в жанре порно. Церемония проходит с большим шиком. На заключительную вечеринку последнего Hot D’Or было потрачено около двух миллионов франков (400 000 долларов). Правда, и пригласительный билет стоил тысячи франков, даже для номинантов.

Земля обетованная.

Скандинавские страны первыми легализовали порнографию. Поэтому ажиотажа вокруг секс-товара тут никакого не наблюдается.

Шведская фирма Max’s, сама почти ничего не снимая, буквально заполонила скандинавский порнорынок своими видеокассетами. Сотрудники фирмы отсматривают огромное количество видеофильмов и делают «нарезку» — сборники лучших, на их взгляд, эпизодов или клипов. Сборники называются Max’s giant и выходят под номерами. Шведские порноактрисы отличаются от своих заокеанских коллег утонченностью, мягкостью движений и ласковыми взглядами, однако и они при случае способны на многое — только дай повод.

В странах бывшего соцлагеря упор делается на газеты и журналы: с западными видеопрофессионалами пока конкурировать очень трудно. Похожая ситуация и в консервативном Израиле. На святой для христиан, мусульман и иудеев земле порножурналы продаются на каждом углу. Причем как на идише, так и на русском.

Любить по-русски.

Распространение эротики в России началось с победного шествия по видеопрокатам знаменитой «Эммануэли» — классики софт-порно. В начале девяностых газетные лотки уже ломились от самых разнообразных эротических изданий. Жуткого качества, но довольно откровенные «ню» соседствовали с советами «квалифицированных психологов и сексопатологов», рассказами о звездах западного кино и просто порнорассказами отечественных и зарубежных авторов.

Затем в видеопрокатах и на лотках появились картины известного итальянского эротамана Тинто Брасса. И наконец, — настоящие западные порнофильмы.

Что предпочитает российский потребитель? «Американские фильмы особой популярностью не пользуются, — сообщил мне один крупный деятель нашего секс-бизнеса, давно занимающийся распространением секс-продукции в Москве и Петербурге. — Американки больше думают о том, как они выглядят, нежели о сексе. кино из США составляет лишь около десяти процентов продаж. Немецкое порно — слишком грязное, пошлое и неинтересное. довольно неплохи итальянские картины, но их немного. Самые популярные, несомненно, фильмы из Франции. В них снимаются звезды, все сделано красиво, со вкусом». На вопрос о российском порно мой собеседник поморщился: «Этого мы не держим. Российское порнокино слишком малобюджетно и непрофессионально. Почти вся российская порнопродукция продается в Тайвань».

Однако в последние годы тут наметились некоторые сдвиги. в России появились целые студии, специализирующиеся на порнопродукции. Напрмер, студия Derby cinema, выпустившая такие, уже ставшие популярными, фильмы, как «Москва-Афины. Оргазм до востребования» (говорят, что некоторые сцены этой ленты снимались в одной из воинских частей с участием настоящих призывников), «Оргазм под бой курантов» (со съемками прямо на Красной площади) и «Секс-вампир в России». Сколько ни изучали феномен порнографии, никто так и не смог доказать, что она способствует росту насилия в обществе. Скорее наоборот. Вспомним те же скандинавские страны. Швеция и Дания первыми в мире легализовали порноиндустрию. Нет, цензура там тоже существует. Но она занимается не тем, что вырезает из фильмов кадры с эрегированными пенисами и разверстыми влагалищами. Запрету подлежит лишь любые формы пропаганды насилия и расизма. Результат — налицо.

  • журнал «XXL», № 11, ноябрь, 1998

    Источник: www.chat.ru/~art_nu/st/art_st9.htm