Как заводные.Кирилл Кобрин
Какой образ порнографии идеально соответствовал бы ее сущности? Вообразим: просторный фабричный цех, станки, автоматические линии, все неустанно и механически работает, маховики ходят Кажется, я Итак, порнография есть «механизм», «машина». Как выразился бы Гваттари, «техническая машина», которая заменила, вытеснила «машину желания». Универсальная буржуазная машина. В Впрочем, «буржуазность» можно понимать не только в марксистском, но и во флоберовском духе. В этом смысле нет ничего буржуазнее порнофильмов, особенно их декораций. Где они спариваются, страиваются и спятеряются, все эти брутальные мужики с непременными татуировками на плече, эти грудастые тетки и девки, препоясанные золотыми цепочками? В Основа «истории» (в том ее виде, в котором она нам досталась от Где «божественный маркиз», там, естественно, и революция. Точнее, с большой буквы: Революция, Великая французская. Отцовство по отношению к ней де Сад вполне может оспаривать у тихого женевского маструбатора Руссо. Именно Великая Французская Революция была не только «первой», но и «единственной»; последующие, включая ВОСР, лишь копировали и воспроизводили ее истеричную поступь. Символом ее (да и почти всех последующих, кроме русских) стала женщина страшная вязальщица у подножья гильотины, девка во фригийском колпаке с агитплакатов той эпохи (не столько Франция, сколько Революция), наконец , Свобода (она же в том бурном 1830 году и Революция), выступающая на баррикадах топлесс. Объект вожделения, в процессе овладения превращающийся в машину реализации желаний: в (там где Эрос, там и Танатос) гильотину. Михаил Ямпольский в замечательном эссе «Жест палача, оратора, актера» отмечает: «Внедрение гильотины самая большая новация в ритуале экзекуций, принятом Великой французской революцией. Обезглавливание, привилегия высокопоставленных (простолюдинам раньше доставалась веревка на виселице), распространилось без разбора на всех казнимых. Гильотина становится орудием эгалитаризма в сфере смерти. Огромный поток экзекуций превращает гильотину в средство серийного производства, предвосхищающее новые индустриальные технологии». По злой иронии, во время революции де Сада заставили лицезреть успехи главного своего конкурента доктора Гильотена. Тюрьма, где в очередной раз содержали маркиза, находилась прямиком над кладбищем для гильотинированных; можно себе вообразить терзания неудовлетворенного тщеславия де Сада: он изобрел идею конвейера, а реализовал ее другой (и обессмертил свое имя)! В тюрьме ему нравилось («земной рай», так он ее называл), но вид гильотины маркиз не жаловал: «Вид гильотины причинил мне в сотню раз больше страданий, чем все воображаемые Бастилии». Видимо, чтобы хоть как-то ответить на вызов Гильотена (и собственно Революции), де Сад сочиняет в тюрьме самый садистический вариант своей знаменитой «Жюстины», того самого романа, где бедную героиню подвергают Порнография и Гильотина «технические машины», порожденные восемнадцатым веком, промышленным переворотом, началом перехода к индустриальному обществу. И то и другое апофеоз буржуазии; в этом смысле казнь штучного монарха (Людовика XVI) на конвейерной гильотине есть не только (для правоверного фрейдиста) «кастрация Старого Режима (если угодно, Отца)», но и свершенный при стечении публики (за неимением камер с их zoom) Первый Великий Акт Порнографии, ибо включал он в себя раздевание, принятие соответствующей позы, сам акт. Роль фривольного «наезда камеры» на извергающий сперму член сыграл знаменитый жест палача, демонстрирующий толпе истекающую кровью голову короля. Разница между топорной казнью Карла I и гильотинной Людовика XVI и есть разница между непристойными рисунками эпохи барокко и порнофильмом. Буржуазная революция с ее Либерте, Эгалите, Фратерните открыла век порнографии. Сексуальная свобода заложена в Либерте, инструментальное равенство героев порно в Эгалите. Фратерните подарило порнографии отсутствие соперничества, тесное сочленение, «пригнанность», братскую взаимопомощь. А теперь мораль (весьма подходящее слово, когда говоришь о порнографии). Чем успешнее развивалась медийная технология, тем больше в западном мире порнографии, тем меньше гильотины. Рэнди Уэст оказался сильнее Робеспьера с Кутоном. Источник: www.chat.ru/~art_nu/st/art_st5.htm |