Pin Up II.

Виктор Вязьминов

Как и любое другое творческое или общественное явление, Pin Up породил массу легенд, фантазий и наворотов вокруг себя, начиная с появления названия, приоритетов, техник и прочего. Разобраться во всем этом ныне уже нет никакой возможности (да и особой нужды тоже нет). Единственное, от чего я хотел бы уберечься сам и предостеречь других авторов — не создавать новых фантазий. Чего стоит придумка о раскраске фотографий (один из подобных вариантов прямиком звучит в русском издании альбома-монографии Б.Вальехо, весьма посредственном по качеству печати). Дескать, снимает модель, печатает большую фотографию, а затем темперой и маслом дорисовывает антураж, дракончиков и остальное, что по жанру положено.

Бред… Во-первых, после прокладки первого слоя от фото ничего не останется. Во-вторых, художники более бережно относятся к результатам своего труда, а следовательно, и к технологии исполнения работ, и рисовать на отфиксенной фотобумаге маслом (пусть даже темперой) придет в голову только самым недальновидным. В третьих, если человек не умеет рисовать — то его не спасет даже такая придумка… Если он сумеет сохранить силуэт, то форму обязательно порушит…

Уверяю, у художников, даже у самых примитивных ремесленников все обстоит гораздо круче… Классное знание анатомии человека, законов светотени, цвета, композиции. Ибо даже в Pin Up все эти «ремесленнические» основы выдерживаются изумительно. А если глубина образа не дотягивает до тициановских или климтовских героинь — так ведь и зритель не очкарик-искусствовед из Лувра. Расчет на полиграфию, очень простого зрителя… Многие философские тонкости специально изымались художниками Pin Up из обихода. Но ремесленнический профессионализм обязан был присутствовать в работе… Для многих это просто было средством заработка, и только единицы чувствовали к этому призвание.

Например, я видел «Портрет жены» Елвгрина, в котором мастерство раскрытия образа даже и близко не сравнить с его Pin Up-скими работами. У меня нет этого портрета, но для сравнения я могу привести творческую работу и работу в жанре Pin Up Еноха Боллеса. Как говорится — есть от чего пару раз вздрогнуть… Как часто людям ради денег приходится делать то, что им делать явно не хочется, не будем осуждать художников за это…

   

Но не стоит также утверждать, что Pin Up — это примитив… Все должно быть в меру, и не более. Диво, легкое для восприятия, не отягощающее мозги. Можно ли так сказать о работах Сюзанны Мейнарт? Может, в начале века оно именно так и было. Но сейчас, после полного расцвета и раскрепощения информационных технологий ее картинки смотрятся всего лишь умильными и даже трогательными документами того времени, этакими бытовыми зарисовками, несмотря на наличие ангелочков, а также полного набора признаков Pin Up.

репродукция   репродукция   репродукция

Журнальные картинки не могли долго существовать сами по себе и постепенно обрастали рекламными текстами, появились даже художники, специализирующиеся на Pin Up в рекламе, появились корпорации, использующие такого типа рекламу. Coca-Cola, Pepsi-Cols, коробки с печеньем, женское белье, сигареты, и все остальное… Притягательность женского облика использовалась на всю катушку.

репродукция

Охочие до коммерциализации порой даже неважно чего американцы тут же стали активно заполнять все ниши и свободные полочки. Календари, постеры, альбомы… Все автотрассы были по обеим сторонам уставлены огромными щитами все с теми же красотками и элементами красивой жизни. Был массовый спрос на художников этого направления, были школы и колледжи, выпускающие именно таких мастеров.

Вот тогда и стала развиваться американская школа Pin Up, для которой характерно использование широких мазков в духе Сарджента, активного цвета и мощной пластики. Необходимые в придорожных щитах, эти признаки постепенно перекочевали и в более малые формы.

репродукция   репродукция   репродукция   репродукция

репродукция    репродукция    репродукция

И в такой феерии света, цвета, благополучия и вечного праздника Pin Up просуществовал практически до начала 60-х, когда стремительное развитие качественной цветной фотографии своими новыми формами начало вытеснять с рынка полиграфии и рекламы уже изрядно намозоливший глаза жанр. Эстафету Pin Up подхватил и перевел в другую ипостась ставший очень популярным журнал Playboy, другие издания, резко перешедшие на активное использование цветной фотографии.

Кризис жанра заставил многих художников искать новые формы, новые приемы… Как и водится в суете, они постарались подчеркнуть особенности своей техники, то, что отличает живопись от фотографии. Эскизность, псевдонедоработанность, наличие в картинке набросочных вариантов — на большее фантазии художников не хватало. И долгие 15, или даже почти 20 лет этот жанр изобразительного искусства существовал постольку-поскольку. Художники скользили на грани между вычурностью и откровенной пошлостью.

репродукция   репродукция   репродукция

И как ни странно, попытку возродить этот жанр (разумеется, в своих интересах) предпринял именно Playboy. Но об этом уже в третьей части сего опуса…

  • mrdesign.krasline.ru

    Источник: www.chat.ru/~art_nu/st/art_st7.htm