Pin Up в эпоху развитого капитализма…

Виктор Вязьминов

Эта серия статей зародилась в моей голове еще пару лет назад, в ту пору, когда мои статьи публиковались на «Сталкере». Первой из этой серии была статья о постерах… Затем все как-то недосуг было обращаться к такому обзорному типу статей, но ведь когда-то же надо…

Что же такое PIN UP? В общем смысловом переводе — это что-то вроде компьютерного «быстро вставить», а еще точнее — «есть контакт!»… (разумеется, из скромности я не пишу «поднять тонус…»:o) А на самом деле — всего-навсего картинки для досужего рассматривания. И это название, видимо, появилось гораздо позже самого появления такого типа картинок, когда они приняли уже такой конкретно плейбойско-пентхаузовский вид. Изначально же это была так называемая «житейская» эротика (задравшаяся от ветра юбка, казус в результате лопнувшей резинки или же просто «пляжная» тема).

Легенда о появлении Pin Up очень сильно смахивает на легенду о появлении растворимого кофе (дескать, такой кофе было удобнее заваривать в окопе в условиях военного времени)… На самом деле и в том, и в другом случае налицо элементарное заполнение потребительских ниш. Напомню, что в тридцатых годах редакторами цветных журналов отдавалось явное предпочтение рисованной иллюстрации перед весьма сомнительного по тем временам качества цветной фотографии. Ну а иллюстрация — весьма управляемый способ реализации идеи (когда успех удачной идеи одного рисунка начинает множиться и тиражироваться до бесконечности, в том числе и другими журналами).

Если первоначальная идея «житейской» эротики состояла в том, чтобы данные картинки мог с удовольствием (и с долей юмора) рассматривать добропорядочный отец семейства (без риска быть «расчесанным» добропорядочной матерью семейства). Основными читателями бытовых неспециализированных журналов были именно этот добропорядочные средний и нижний (чуть ниже среднего) потребительские слои.

Не знаю почему, но основателем это жанра иллюстрации американцы упорно считают Рольфа Армстронга (еще одна легенда типа инстант-кофе). Во-первых, он американец… Во-вторых, именно он довел этот тип иллюстраций до его развитого в 40х-50х годах типа «пляжной» эротики.

репродукция   репродукция   репродукция

Одну из работ Рольфа Армстронга вы, безусловно, видели как размноженный российским фотоспособом портрет Марии Дэви… Ну а большая часть его работ — уже в духе «добропорядочной» эротики.

Изображение обнаженного женского тела всегда привлекало внимание обладателей мужских достоинств, что обеспечивало наиболее смелым редакторам журналов дополнительные тиражи, а хозяевам таким журналов — размещение в них большего количества рекламы. Чем хуже шли дела у журналов — тем смелее становились редакторы. В итоге скромные намеки картинок становились все откровеннее, юбки задирались выше и выше, женские позы становились все сексуальнее.

репродукция   репродукция   репродукция

Почти во всех работах Арта Фрама один сюжет — и потрясающая популярность среди читателей того времени. Мужчина-читатель становился равноправным зрителем казуса наравне с полицейскими, шоферами, разносчиками, лифтерами. Но самое интересное, что и женщины при этом никак не ослабляли своего внимания к рисункам этого автора. Мужчин-то мы понимаем, а разбираться в глубинах и тайнах женской психологии — отнюдь не тема этой статьи.

Если от редакторов требовалась просто смелость, то художникам нужна была еще и изобретательность. Героини рисунков оказывались в настолько курьезных ситуациях, которых в реальной жизни дождаться не всегда можно. При этом все еще сохранялось доброжелательное отношение к женщине как к объекту нашего внимания.

репродукция   репродукция   репродукция

Джил Елвгрин демонстрирует чудеса такой изобретательности. Сотни таких бытовых сцен, при этом полная естественность и непринужденность. Впоследствии эти качества напрочь исчезнут из самого понятия Pin Up.

репродукция   репродукция   репродукция

В качестве прообразов для героинь использовались популярные женщины того времени — Мерилин Монро, сравнительно молодая тогда еще Элизабет Тейлор… Но со временем сформировался некий обобщенный тип «идеального» женского лица, собирательный образ.

репродукция   репродукция   репродукция   репродукция

В некоторых случаях в качестве объекта воздействия рисунка подразумевались женщины. Им предлагался этакий стереотип «раскрепощенной» женщины, свободной в принятии решений, и одновременно все-таки добропорядочной мамы семейства.

репродукция   репродукция   репродукция

Как закономерный период, Pin Up пережил период этакой слащавой тошнотворной умильности. Грудастые модели с пьяными глазами работы весьма плодовитого художника Алберта Варгаса прямо таки наводнили Америку в виде открыток, календарей… Явная придуманность модели, идеализация плохого вкуса, кич (если может быть кич в киче — то это тот самый случай). Россия подобное пережила в виде продаваемых в электричках фотокартинок с глазастенькими девочками, розами и остальным сладким набором, в котором (несмотря на наши суровые времена) присутствовали и элементы Pin Up. Видимо, был спрос… «Налетай, не скупись, покупай живопИсь…». Да, те самые картины-коврики с русалками и лебедями на клеенке.

репродукция

  • mrdesign.krasline.ru

    Источник: www.chat.ru/~art_nu/st/art_st6.htm